О GR-СФЕРЕ

ВНУТРЕННИЙ ПОЛИТЕС

                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                

  1. За счет усиления позиций государства и его активного доминирования в политической и экономической сферах, модель взаимоотношений власти и бизнеса сильно изменилась, что, в свою очередь, привело к потере политического веса и влияния на принятие ключевых экономических и политических решений представителей крупного бизнеса. Поэтому российские компании для того, чтобы отстоять и защитить свои экономические интересы, стали чаще брать на своё вооружение такую технологию, как GR-менеджмент.

Для информации:

Термин «Government Relations» (GR) в переводе означает «связь с правительственными организациями». Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как «правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной власти. Широкое определение GR трактуется как«взаимодействие бизнеса и власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения интересов бизнеса в системе органов государственной власти». Данное взаимодействие характеризуется как взаимовыгодное и предполагает, как защиту интересов бизнеса в государственных структурах, так и наличие необходимых форм и методов влияния государства на бизнес.

Использование термина «Covernment Relations» (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия «лоббирование», которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Но это не означает, что «лоббизм» и «GR» — одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти, а GR —  это часть общего менеджментаGR и лоббизм, будучи смежными понятиями, не являются тождественными. GR-специалисты устанавливают неформальный диалог, выстраивая прочный мост между бизнесом и властью, по которому далее пройдут лоббисты с конкретными предложениями для власти.

  1. С учетом устоявшейся тенденции к усилению влияния государства на регулирование экономики, внутренних и международных бизнес-процессов, GR для многих компаний стал стратегической функцией, потому что конечной целью GR, как и всех других сфер менеджмента, является повышение прибыльности компании как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В связи с чем компании крупного и среднего бизнеса стремятся привлечь к сотрудничеству квалифицированного GR-специалиста для получения эффективной поддержки в вопросах реализации бизнес-проектов компании, защиты своих бизнес-интересов, усиления своих позиций на рынке и решения ряда других важных вопросов. Следовательно, основной обязанностью GR-специалиста является организация целостной системы взаимодействия в структуре «компания — бизнес — ассоциация — власть». GR-специалист изучает суть проблемы, анализирует интересантов, разрабатывает стратегию и план действий на определенное время и пытается успешно решить конкретную, четко сформулированную задачу. Профессиональный GR-специалист должен уметь не только выстроить эффективный диалог при контакте с чиновниками и бизнесом и умело вписать проблемы своего бизнеса в повестку дня властных структур, но и иметь глубокое понимание в продажах (как целой науки) и на лету схватывать тонкости бизнеса, по умолчанию понимать специфику деятельности компании (на чем компания зарабатывает, от кого это зависит), защищать доходы и рынки компании от конкурентов/покупателей/регуляторов/общественного мнения, формировать условия влияния на благоприятный для бизнеса климат, быть в курсе социально-экономических и политических процессов/смены государственных приоритетов и какие отрасли/технологии могут получить поддержку в будущем, и в конечном счете предложить руководству компании верные варианты решения вопросов  для продвижения интересов и бизнес-проектов компании.

Для информации:

GR – достаточно «нишевая» и «хлопотная» сфера, в которой GR-специалист работает в режиме строгой конфиденциальности.

Профессиональный GR-специалист — опытный человек в основном в возрасте от 45 лет со своими многопрофильными знаниями по умолчанию — от систем учета до основ налогообложения, от принципов администрирования до тонких психологических приемов, от процедуры разработки государственных программ и законодательных инициатив до принятия законодательных и подзаконных актов, от типов политических элит до ситуации в сфере политической элиты и российских элитных группировок и т.д.

Для информации:

Поскольку процесс – это путь, а путь – это дорога, то технология, используемая GR-специалистом для движения по этому пути, представляет в большинстве случаев собой «дорожную карту» (плана необходимых мероприятий) с пошаговым сценарием взаимодействия компании с первичными и вторичными стейкхолдерами для достижения поставленных целей компании .

«Дорожная карта»:

— демонстрирует компании, как в целом поле, в котором лежат решения его задач, так и пути этих решений, естественные риски и возможности при движении по этому пути и т.д.

— учитывает настроения вовлеченных в процесс сторон, помогая обнаружить естественных союзников, понять аргументацию противников, выработать контраргументацию, если надо – привлечь внимание общественности и т.д.

— является живым инструментом, который находится в работе каждый день, и каждый же раз, когда ситуация меняется или когда достигнут промежуточный результат, она обновляет изначально созданную модель, которая постоянно должна оставаться актуальной.

План необходимых мероприятий («дорожной карты») представляет собой работу GR-специалиста в несколько обязательных этапов.

Для информации:

В России нет конкуренции между GR-специалистами и рынок GR-консалтинга абсолютно пустой.  Все существующие в настоящий момент в России консалтинговые агентства, специализирующиеся в GR-сфере, давно занимают свой определенный сегмент/нишу рынка и совершенно не мешают друг другу, специализируясь на разных вопросах взаимодействия бизнеса с органами власти. Кроме того, в регионах отсутствует практика легального GR-консалтинга, и к реализации GR-проектов обычно привлекают столичных GR-специалистов.